PANTONE EXTENDED GAMUT (Pantone XG) – продолжение истории или старая песня о чем то большем

Однако через недолгий промежуток времени, восторженные отклики сошли на нет. Европейские гиганты полиграфической индустрии, такие как Heidelber, KBA и Man Rolland, а также производители красок, протестировав новую технологию не стали ее поддерживать всеми силами, а пустили дело на самотек. В итоге, отголоски ее мы до сих пор можем найти как атавизм в настольных издательских системах, программах графики и дизайна при так и не полностью раскрытых возможностях и самое главное не понятых перспективах развития.

Однако через недолгий промежуток времени, восторженные отклики сошли на нет. Европейские гиганты полиграфической индустрии, такие как Heidelber, KBA и Man Rolland, а также производители красок, протестировав новую технологию не стали ее поддерживать всеми силами, а пустили дело на самотек. В итоге, отголоски ее мы до сих пор можем найти как атавизм в настольных издательских системах, программах графики и дизайна при так и не полностью раскрытых возможностях и самое главное не понятых перспективах развития.

Что же пришло на смену?

PANTONE EXTENDED GAMUT – Pantone XG

Основная предпосылка создания или правильнее было бы сказать развития предыдущей «системы» – расширения цветового охвата печати при вводе дополнительных красочных компонентов – оранжевого, зеленого и фиолетового к традиционным стандартным краскам CMYK. Всем известно, что набор красок CMYK обладает весьма ограниченными возможностями воспроизведения брендовых цветов и цветов из «стандартных» библиотек Pantone для мелованных и немелованных бумаг. При печати чистых цветов выходящих за цветовой охват триадной краски цвет получается ну очень не похожим, а при печати цветов хоть как-то входящий в цветовой охват чистый фирменный цвет получается приближенный к желаемому, но все же не тот. Причина этого кроется в том, что цвет формируется за счет т.н. растровых точек, а не представляет собой 100%-но смешанную краску.

Атлас Pantone+
Рис. 1 Атлас Pantone+
Изображение цвета в Pantone и в CMYK
Рис. 2 Вид «чистого брендового цвета» отпечатанного CMYK, рядом с цветом Pantone

Введение нескольких дополнительных чистых компонентов как теоретически, так и практически, позволяет расширить использование четырех красочной печати и вдохнуть в нее новую жизнь. Появившиеся новые цветовые элементы будут результатом смешения не только четырех основных красок, но и добавление в формулы новых трех компонент.

Помимо расширения номенклатуры воспроизводимых цветов, по замыслу создателей, система должна снизить не только производственные издержки, но и понизить стоимость продукции для владельца бренда. В случае, если корпоративный цвет входит в цветовой охват, то отпадает необходимость заказывать смесевую краску для печати, все будет отпечатано исходя из 7 красок.

Название Pantone XG, а именно аббревиатура XG означает расширенный цветовой охват – Extended Gamut.

В принципе это понятие уже давно существовало на ранке полиграфии и дизайна, широко использовалась производителями красок, для подчеркивания преимуществ своего продукта, а производителями печатных пластин в особенности для флексо печати, физических свойств пластины удерживать и переносить более высокий слой печатной краски.

Здесь необходимо в который раз отметить насколько компания Pantone чётко отслеживает тенденции рынка и стремиться опередить, или, по крайней мере быть в «тренде» предлагая отрасли новое решение старых проблем путем визуализации цвета через физические образцы. Оговоримся, созданный цветовой атлас компания позиционирует НЕ как новый стандарт многокрасочной печати, а как визуальное «руководство» для дизайнеров и других участников полиграфического производственного процесса. Так же как и другие классические цветовые атласы, компании, данный веер отпечатан полиграфическим методом, т.е. имеет те же самые ограничения использования, что и остальные подобные изделия. Одним из таких ограничений будет отличие его от другого атласа со всеми вытекающими последствиями.

Изображение цвета Pantone 231 в формате XGC
Рис. 3 Цветовой элемент Pantone XGC

Как использовать цветовой Атлас

Вопрос, возникающий при первом знакомстве с физическим цветовым атласом, – а зачем нам нужен еще один атлас в ряду уже существующих?

Классическое использование Pantone XG по сути не отличается от использования подобных физических атласов, т.е. владелец бренда или попросту заказчик определяет цвет из атласа, передает информацию о нем в типографию или дизайн агентство и далее т.н. специалисты будут дальше работать с ним.

Но есть несколько серьезных нюансов, которые важны для понимания процесса с самого начала. Во-первых, Pantone XG дает возможность дизайнеру определить возможность воспроизведения смесевого цвета из основного атласа с помощью комбинации 7 цветов, исключив необходимость заказывать специальную краску. Однако, остается вопрос спецификации красок для производства и соответственно следование спецификации при печати.

Во-вторых, поскольку атласы это все же массовое производство, где существуют допуска, то цвета будут отличаться от атласа к атласу. Сюда также добавим различные печатные процессы и различные запечатываемые материалы. Воспроизведение цвета на них будет отличным, от отпечатанным офсетным способом цветовом атласе Pantone XG и ТОЛЬКО на мелованной бумаге.

В-третьих, атлас будет практически невозможно использовать для инструментального оперативного контроля. Причина кроется в том, что каждое поле содержит растровые элементы (Рис.2), т.е. для полноценного спектрофотометрического контроля цветовых координат они не подходят. В прочем, как и для денситометрического. Остается только визуальное сравнение под нормированным источником освещения D50.

Поэтому общепринятая схема передачи информации о цвете будет иметь те же самые и даже больше проблем, чем обычные атласы, а самое основное, останется нерешенным вопрос единого определения эталонных значений для производства.

На выручку, казалось бы, может прийти использование цифровых данных в виде CxF формата и PantoneLive, как общей облачной системы синхронизации исходных данных для всех стадий производства от дизайна до печати и изготовления рецептур красок.

Проектируя дизайн будущего изделия, работник либо выбирает цвет из палитры PantoneLive с помощью, например, соответствующего плагина для программы Illustrator или напрямую в системе Esko, либо используя созданные палитры цветов заказчика из файла CxF.

Но даже при этом прогрессивном подходе инструментальное сравнение физически отпечатанного цвета по Pantone XG будет отличаться от цвета, предлагаемого в цифровой библиотеке.

Если используется отличный от офсетного процесс печати, или другая линиатура растра, или растровый элемент, то необходимо будет выполнить дополнительные шаги по приведению цвета на производстве к эталонному цвету из атласа.

Для получения достоверной цветопробы выбранного образца цвета, цифровое печатное устройство должно быть откалибровано пользователем и иметь построенный ICC профиль под процесса Pantone XG. Альтернативно, следует использовать ICC профиль, построенный производителем цветопробного устройства.

Что Pantone XG означает для владельцев брендов и дизайнеров?

Как было сказано выше Pantone XG дает возможность создавать дизайн на базе 7 красочной печати, при этом пользователь программы может визуально оценить будущий цвет, имея на руках атлас. В процессе цветоделения и печати, не будет использоваться смесевая краска, а только краски обозначенные в атласе как базовые.

Компания Pantone провела визуальный анализ качества печати цветов CMYK + OGV (Pantone XG) по отношению к Pantone Plus Formula Guide на мелованной бумаге. Кроме того были произведены сравнения с цветами из Pantone Color Bridge. Результат показал увеличение цветового охвата при использовании Pantone XG примерно на 30%, по сравнению с печатью только CMYK. При этом, там, где Pantone XG и CMYK обеспечивали «хорошее» визуальное согласование, Pantone XG в 60% случаев был намного ближе к эталонному цвету чем стандартизованная печать CMYK.

На рис. 4 приведено сравнение цветового охвата Pantone XG (он больше) по сравнению со стандартизированным 4-х красочным процессом CMYK

color gamut
Рис. 4 Цветовой охват Pantone XG относительно охвата стандартизованного CMYK

Чем Pantone XG, отличается от Hexachrome и печати CMYK?

  • Pantone XG может моделировать смесевые цвета намного лучше чем 4х красочный процесс СMYK
  • Pantone XG не требует новых, специальных красок или программного обеспечения (но требует три дополнительные краски)
  • Pantone XG, печатается стандартными красками CMYK в соответствии со стандартом ISO 2846-1, дополнительные краски имеют свои спецификации
  • Pantone XG специфицирована только для мелованных бумаг.

Технические особенности печати Pantone XG?

На медийном пространстве после анонса нового атласа не прекращаются дебаты, как можно оптимизировать производство чтобы работать только на новом атласе. Необходимо начать как всегда со спецификации, которая должна охватывать весь процесс целиком. Опять необходимо вспомнить и о стандартизации. Краски, используемые для работы по Pantone XG должны обеспечивать следующие условия:

  • CMYK краски должны отвечать ISO 2846-1
  • Быть моно пигментными
  • Поддерживать указанный угол цветового тона – h (hue)
  • Сохранять высокую насыщенности цвета, поддерживая определенный коэффициент контрастности печати
Веер Pantone и веер Pantone Bridge
Рис. 5 Согласование атласов Pantone XG и Pantone Color Bridge на мелованной бумаге

В таблице 1 приведены индексы красок по системе Pantone XG, а также угол цветового тона и толщина красочного слоя.

Таблица 1
Название цвета по PANTONE Индекс краски Угол цветового тона Толщина слоя краски
Оранжевая (O) PO34 58° 1.10g/m2
Зеленая (G) PG7 180° 1.30g/m2
Фиолетовая (V) PV23 311° 1.10g/m2

При печати цветового атласа Pantone XG использовалась круглая форма точки, а печать производилась в соответствии с полиграфическим стандартом ISO 12647-2:2-2004/Amd 1:2007. Дополнительные краски оранжевая, зеленая и фиолетовая отвечают разработкам и установкам ассоциациям различных стран и доступны у всех Pantone сертифицированных производителей красок. Углы наклона растровой структуры для печати приведены в таблице 2.

Таблица 2
Название цвета по PANTONE Основной угол наклона растра Дополнительный угол наклона растра
Фиолетовая (V) 45° MKV или KV = 15°
Черная (K) 45°  
Голубая (C) 15°  
Зеленая (G) 75° Третий угол для V
Пурпурная (M) 75° CKV = 75°
Оранжевая (O) 15°  
Желтая (Y) 90°  

Для оперативного контроля в процессе печати были предложены параметры оптической плотности, цветового тона. Все измерения были сделаны с помощью спектрофотометра X-Rite eXact с использованием условий измерений ISO Status T и установки фильтра M.

Таблица 3
Название цвета по PANTONE Фильтр для красок/относительные плотности Метрика/значение
Черная (K) (K) 1.60 (Светлота) 16
Голубая (C) (C) 1.30 (цветовой тон) 233°
Пурпурная (M) (M) 1.35 ( цветовой тон ) 357°
Желтая (Y) (Y) 1.00 ( цветовой тон ) 93°
Оранжевая (O (Y) 1.85 ( цветовой тон ) 58°
Зеленая (G) (C) 1.50 ( цветовой тон ) 180°
Фиолетовая (V) (M) 1.60 ( цветовой тон ) 311°

Печать была произведена на мелованной бумаге 148 g/m2, содержащей оптический отбеливатель OBA с линиатурой 175 линий/дюйм или 69 линий/см. Растискивание для всех красок регламентировалось, а для красок CMYK отвечало стандарту ISO 12647-2. Для дополнительных красок оранжевой, зеленой и фиолетовой – dE рассчитывалась исходя из условия минус бумага. Относительный колориметрический расчет растискивания производился на основе программы ColorCert . Общее покрытие краски для растровых изображений составило: максимальный – 257% и средний – 107% Насколько реально в производственных условиях регламентировать все описанные выше параметры и быть уверенные в их поддержки производителями, например, красок это большой вопрос. Но более проблематичным, как было описано выше, представляется оперативный инструментальный контроль. Но если использовать Pantone XG как инструмент для дизайна, то это, вне всякого сомнения будет являться беспроигрышным вариантом. Самой «незащищенной» для работы с Pantone XG остается оперативная цифровая печать, так как здесь необходима поддержка новой библиотеки на уровне растрирующего процессора а используемые чернила или пигменты в большинстве случаев составляют цвета CMYK и комбинации этих четырех цветов с разной степенью насыщенности.

Автор: Максим Синяк
Ведущий международный технический эксперт компании «X-Rite Pantone». Подробнее об авторе...