Сертификация Pantone. Инструмент эффективного взаимодействия между производством и брендом (заказчиком)

Казалось, что о стандартизации и сертификации в полиграфии написано много, доходчиво и разными людьми. Выгоды для производства и заказчика (владельца бренда) очевидны. Но вопросы продолжают поступать и порой весьма курьезные. Попробуем рассмотреть более подробно уникальную сертификационную процедуру Pantone Certified Printer Programm (Сертификация Пантон), специально разработанную для более тесного взаимодействия заказчика с производством.

Максим Синяк (Maxim Siniak), к.т.н., международный технический эксперт XRite/Pantone, Сертифицированный эксперт Ugra, руководитель проекта Pantone Certified Printer Program
msiniak@xrite.com

Казалось, что о стандартизации и сертификации в полиграфии написано много, доходчиво и разными людьми. Выгоды для производства и заказчика (владельца бренда) очевидны. Но вопросы продолжают поступать и порой весьма курьезные. Попробуем рассмотреть более подробно уникальную сертификационную процедуру Pantone Certified Printer Programm (Сертификация Пантон), специально разработанную для более тесного взаимодействия заказчика с производством. И получения гарантированного и самое главное повторяемого результата, что является первостепенным для оптимизации и снижения затрат.

Стандартизация и сертификация

Прежде чем начинать разговор, вспомним, что подразумевается под словом Стандартизация и Сертификация?

Обычно, когда говорят о Сертификации, упускают из виду основополагающую часть этого процесса, а именно стандартизацию. А когда о Стандартизации, то автоматически имеют ввиду Сертификацию, в соответствии ISO 9000 или ISO 14000.

Не важно, о каком производстве или о какой индустриальной области мы говорим, везде присутствует элемент стандартизации. Даже при выращивании бананов или огурцов на фермах, для отправки в европейские супермаркеты эти продукты не должны содержать вредных компонентов, их окрас должен соответствовать определенному в Европейском нормативе стандарту, а форма и размер должны быть в допусках.

Конечно, можно посмеяться над этим, сказав что-то о загнивающем Западе или что-то еще, что обычно принято говорить в таких случаях, но факт остается фактом. Стандартизация касается всех областей жизни человека от каждодневных продуктов питания до полета в космос.

Сертификацию же, можно всегда интерпретировать как экзамен, подтверждающий состоятельность человека как специалиста в своей области или предприятия на наличие и правильное использование тех или иных производственных и технологических процессов для достижения результата, который можно оценить в цифрах. Или продукцию, отвечающую тем или иным декларируемым параметрам. Например, лекарственные препараты должны быть сертифицированы одной из аккредитованных компаний для легального распространения на территории РФ.

Если говорить о Сертификации полиграфического предприятия по любой из существующих в мире процедур, то в основе всего мы увидим набор критериев и формальных тестов, которым предприятию необходимо соответствовать и выполнить, чтобы получить ободрение сертификационной комиссии.

Стандартизация возможна без сертификации, а сертификация невозможна без стандартизации – аксиома сегодняшнего дня!

Поэтому если взять производство, включая полиграфическое, то процесс стандартизации вполне возможно проводить и без конечной цели т.е. сертификации (официального признания полиграфического предприятия способным изготавливать качественную продукцию). А вот сертификация невозможна без стандартизации. Без описания и приведения всех рабочих процессов к стандартному виду с четко поставленными целевыми значениями и допусками, невозможно пройти ни одну сертификацию.

Схема необходимых действий при размещении заказа.
Рис. 1 Зачем нужна стандартизация?

Стандартизация и сертификация – с чего начать полиграфическому производству?

При четком понимании необходимости процесса стандартизации и последующей сертификации, как подтверждения правильности внедрения и использования международных стандартов, полиграфическому производству, не зависимо от размера и территориальной принадлежности, необходимо начать с малого – описания всех своих процессов как технологических, так и организационных.

Бывалые полиграфисты улыбнуться, так мы это все знаем и проходили во время учебы и последующей работы на производстве. Ничего нового. Наверное. Однако, сколько предприятий в Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза сертифицированы хотя бы в соответствии с одной международной полиграфической процедурой? ВСЕГО лишь ОДНО!

Поэтому начинать нужно именно с описания процессов и создания так называемых технологических или технических регламентов или инструкций. Зачем? Прежде всего затем,

  • чтобы каждый работник, задействованный на конкретном участке, четко понимал, что он должен делать и как решать ту или иную возникающую проблему,
  • чтобы максимально исключить ошибки, связанные с «человеческим фактором»,
  • так как постоянная работа над технической документацией в конечном итоге ведет к оптимизации, как отдельного производственного участка, так и предприятия в целом.

Например, производство печатных форм. Неважно офсетная, флексографская или глубокая печать, печатные формы необходимо контролировать. Контроль должен осуществляться с помощью приборов, все значения протоколироваться, с четко установленным регламентом калибровки систем CTP, графиком замены химии в проявочных машинах, а также периодическом осмотре и сервисе.

Опять же, кажется, ничего нового и все-всё знают (или должны знать). Однако подавляющее большинство Российских, Европейских, не говоря уже об Американских предприятиях, страдают от отсутствия самого элементарного – основ, описания производственных процессов. На предприятии есть Гуру (некий Йода, как в эпопее «Звездные Войны»), проработавший с момента основания предприятия и решающий все возникающие технические проблемы от дизайна до отправки продукции поставщику. Проблема на лицо, в случае отсутствия Гуру, работники не смогут своевременно решить возникающие проблемы, в итоге – прямые и косвенные убытки предприятия. И это лишь один пример отсутствия регламентных документов.

Эталонные значения и допуска для производства

Каждое из производственных этапов должно иметь свои эталонные значения и допуска. Поскольку любое производство всегда имеет производственные допуска, то их регламентации должна отводиться главенствующая роль. Очевидно, что допуска для микро-электроники будут иметь размерность в микро- и нанометрах, а для, например, дорожного строительства в сантиметрах и метрах. Ситуацию это не меняет – на производстве должны быть технологические регламенты, с указанными целевыми значениями и соответствующими допусками. Это необходимо для признания продукции или полуфабриката годными для дальнейшей работы с ними.

Резонный вопрос, а что делать, если, например, для флексографской печати соответствующий стандарт ISO 12647-6 (2012/2015) дает Значения отклонения цвета dE для красок CMYK, а соответствующий стандарт для печатных красок ISO 2846-5 (2005) изъят из обращения, так как проходит ревизию в техническом комитете ISO TC130. Или более практический пример; никто из производителей красок ему не следует, и краска CMYK одной компании будет отличаться от краски другой на dE более 10 единиц.

Здесь необходимо четкое регламентирование с учетом производства. И отговорки типа: нет стандарта, значит стандартизировать производство нам не нужно, заведомо лишены всякого смысла. Если какой-то из элементов производства не имеет референсную точку, задекларированную в международном стандарте, то внутренняя стандартизация архи необходима, для получения эталонного значения, которые можно признать на предприятии. От него уже с учетом специфики производства и используемого оборудования получаются практически достижимые отклонения.

При нормировании отклонений, необходимо учитывать все параметры и специфику собственного производства. А информацию об этом в полном объеме можно получить опять же через внутреннюю стандартизацию и описания всех процессов.

Стандартизацию необходимо рассматривать не как однажды совершенный героический акт, а как постоянный процесс улучшения и оптимизации процессов с четко определенной целью – улучшение экономических показателей предприятия и улучшение качества выпускаемой продукции.

Стандартизация и сертификация – с чего начать бренд онеру (заказчику полиграфической продукции)?

Для начала определимся, кто такой (такие) Бренд онеры (Brand Owner) или владельцы Бренда. В классической интерпретации, Брендом является комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя и является абстрактным понятием. В более понятном – это может быть компания, выводящая свою продукцию или услуги на рынок. В данном случае, размер не имеет значения, так как под понятием владелец бренда может подразумеваться как транснациональная корпорация, например, Procter & Gamble, так и маленькая Пиццерия во дворе. И в первом и во втором случае компании заботятся о правильной ассоциации их продукта только с ними. Правильная ассоциация это мощнейший маркетинговый инструмент, позволяющей конечному пользователю на полке супермаркета сразу определять нужный продукт по узнаваемым элементам.

Носителем Бренда является все, что можно проассоциировать с ним – начиная от элементов фирменного стиля, как то, название бренда (слово, словосочетание), логотип, набор фирменных цветов, и т.д. и заканчивая конечным продуктом, где все элементы связаны воедино.

Поэтому когда мы говорим, например, Филип-Моррис, мы ассоциируем этот бренд с определённым набором продуктов, крайне вредных для здоровья. При упоминании «Марс», подспудно сознание говорит – это шоколад со специфическим наполнителем. А в случае использования слова Пантон – мозг подсказывает, что речь идет о цвете и все что с ним связано.

Т.е. Бренд это всегда ассоциация в сознании целевой аудитории, с каким-либо определённым качеством продукта или характеристики самого производителя продукта. Именно для этого компании, владеющие тем или иным брендом, вкладывают огромные средства в т.н. узнаваемость.

В этой кропотливой работе по правильной ассоциации в мозгу потребителя работают не только сами компании, но и огромное количество институтов как государственных, так и частных, а также армии копирайтеров, модных медийных специалистов, креативных бюро и т.д.

Иногда их работа действительно заслуживает внимания и всяческого одобрения с профессиональной точки зрения, но во многих случаях, увы, становиться ясно, что вложенные в разработку средства не принесут каких либо ощутимых дивидендов, а может быть даже сыграют и против имиджа компании.

Почему так получается? Обычно при разработке маркетинговой концепции и стратегии скрупулёзно прорабатывается один из первых шагов, т.е. создание бренд бука, рекламные компании в средствах массовой информации, различного рода шоу и презентации. При этом игнорируется факт, что красиво «отрисованный» логотип компании или упаковка, потрясающее выглядящая на экране монитора, при воспроизводстве может оказаться чем то другим, расходящимся с утвержденным в бренд буке. Казалось бы мелочь?! Однако если посмотреть на цвет бренда, напечатанный в Санкт-Петербурге и сравнить с той же самой продукции произведенной в Москве и Владивостоке, то мы увидим значительные различия. Ну и что, скажут в финансовом отделе, зато дешево получилось.

Дополнительные производственные расходы

Безусловно, если считать прямые затраты на производство наверное удешевление продукции на 3-5-10% в современном мире это достижение, однако сколько можно потерять на прямых и непрямых расходах? Очень мало брендов, как в нашей стране, так и за рубежом задумываются об этом или знают, как это посчитать или заинтересованы признавать факт дополнительных сложно контролируемых расходов. А они есть и немаленькие!

Пример, одна из Российских фармацевтических компаний напечатала тираж своей упаковки, выбрав наиболее конкурентное предложение от типографии по критерию цены. Тираж 300 тыс. По существующему регламенту, выборка из каждой новой партии упаковки должна направляться в компетентный контролирующий орган, где производиться ее сравнение с заранее утвержденной спецификацией. Пришедший ответ четко дал понять фармацевтической компании, что вся партия должна уйти под нож. Хотя часть напечатанной партии уже ушла на расфасовку. Прямые затраты очевидны – перепечатывание тиража и перефасовка, но существуют и непрямые – время, затраченное на переделывание тиража включая новое согласование, утверждение, расходы на выезд представителя компании и т.д.

Другой пример, европейский производитель кофе начал выпуск новой линейки кофе, анонсированной и широко разрекламированной включая прайм-тайм на телевидении и т.н. «тяжелую ротацию» на радио в различных странах. Однако при печати в различных странах получаемая продукция сильно отличалась друг от друга. Когда упаковка из одного региона рассматривалась отдельно, без сравнения с другой из другого, ее можно было соотнести с задуманным цветом. Но, когда на стол были выложены образцы из различных типографий, цветовое различие dE76 составило более 6 единиц, т.е. цвет был абсолютно разный.

Техническая спецификация – необходимая информация в брендбуке

Что же отсутствует при разработке бренд бука или всей концепции для владельца бренда? Отсутствует детальная проработка технической спецификации, которая должна быть создана с учетом специфики производств, стадий контроля и четкого понимания физических ограничений процессов печати. Взять и скопировать имеющиеся образцы спецификации из интернета не самый лучший вариант. Вероятность ошибок при подобном методе составляет 100%.

Составление правильной спецификации невозможно без понимания специфики воспроизведения «чистого» цвета Pantone из атласа на мелованной бумаге на буром картоне или немелованной бумаге, а также разницы при печати и контроле на бумажных основах и, например, металлизированных.

Поскольку бренд бук является не только красиво оформленным материалом для службы маркетинга и директоров различного уровня, но и техническим документом (регламентом) для производства, при его разработке необходимо определять: спектр предполагаемых запечатываемых материалов, наличие физических стандартов цвета, используемые ICC-профили, методы выборки и оценки продукции, инструменты для контроля, условия измерения и визуальной оценки, максимальное допустимое цветовое отклонение dE, рекомендации по выбору типографий. А это и есть стандартизация.

Плюсы производственного предприятия от внедрения сертификации

Сертификация производственного предприятия с точки зрения заказчика несет в себе только положительные моменты. Вот некоторые из них:

  • Гарантия качества выпускаемой продукции
  • Выпуск продукции в соответствии с международными нормами
  • Однозначность оценки качества для различной печатной продукции на различных предприятиях
  • Гарантированная повторяемость качества работ
  • Возможность контроля качества печати по всему тиражу и его прозрачность
  • Меньшее количество времени на согласование

А это в конечном итоге напрямую связано с прямыми и косвенными издержками самого бренд онера.

Принципиальное отличие между имеющимися сертификационными процедурами ПСО – PSO (Process Standard Offset) и Сертификация Пантон – Pantone Certified Printer Program для полиграфии

Как было сказано выше, все сертификационные программы призваны официально подтверждать различные качественные, количественные или иные параметры для того или иного предприятия. По своему охвату они также могут отличаться друг от друга, или дополнять друг друга.

Национальные и международные сертификационные процедуры

Интересно отметить, что существуют сертификационные процедуры можно разделить на национальные и международные.

Национальные – это такие, которые признаются на территории одной страны, международные имеют глобальный охват. Например, сертификация Japan Color, предложенная японской ассоциацией производителей печатной продукции Japan Printing Manufacturers Association (JPMA), безусловно, является национальной и распространена только в Японии.

Или, британская версия сертификации производств полиграфической отрасли BPIF ISO 12647, разработанная и активно рекламируемая соответствующей английской федерацией (British Printing Industries Federation). В США сертификационным институтом является IDEAlliance со своей процедурой G7. На рис. 2 приведены основные институты занимающиеся сертификацией и известные в Европе.

Фотография сертификационных институтов известных в Европе
Сертификационные институты известные в Европе

Все они, и еще десяток других в разных странах предлагают свои версии популярной международной сертификационной процедуры PSO (Process Standard Offset), которая впервые была опубликована Немецкой ассоциацией (bvdm) в 2001 году. Второе, доработанное издание вышло в 2012 и имело более детальное описание целевых значений и допусков для различных стадий полиграфического производства. Данная сертификационная процедура охватывает только воспроизведение изображения стандартизированными красками CMYK.

Поддерживать и распространять эту процедуру взялся немецкий исследовательский центр в области полиграфии – Fogra. Однако, предложенная Forga схема сертификации, имеет достаточно много недостатков и не совсем эффективна с точки зрения полной стандартизации для полиграфического производства, объективности контроля и получения экономической выгоды.

Сертификация PSO от Швейцарского исследовательского центра Ugra

Чтобы компенсировать это, Швейцарский Научно исследовательский центр Ugra предложил свое видение PSO, выделив основные преимущества своего подхода, такие как:

  • Ugra является аккредитованным Швейцарской конфедерацией тестовым центром согласно ISO 17025, в то время как Fogra не имеет государственного статуса
  • Аудит проводиться двумя аудиторами непосредственно на предприятии
  • Один Аудитор – представитель Ugra, другой независимый сертифицированный эксперт, не вовлеченный в подготовку производства к аудиту
  • Обязательное наличие технической документации, регламентов и инструкций на предприятии
  • Обязательным элементом является сканирующее устройство около печатной машины
  • Вся приборная база должна быть поверенная и сертифицированая
  • Все процессы измерения должны документироваться
  • Аудит на предприятии проводиться для 8 производственных стадий
  1. Организационный документооборот
  2. Прием информации от заказчика
  3. Создание и обработка данных
  4. Визуализация информации на мониторе
  5. Цифровая цветопроба
  6. Изготовление печатных форм
  7. Печать
  8. Освещение для визуального контроля

Еще одним большим преимуществом сертификационного процесса от Ugra, что при отсутствии того или иного ISO стандарта на предприятии должна внедряться т.н. «Практика отрасли» для достижения максимального экономического эффекта от стандартизации. Основной целью, помимо достижения качества продукции состоит в достижение качества процесса, позволяющего постоянно гарантировать качество продукции.

Этот важный элемент отсутствует у немецкой Fogra, где во главу угла ставиться конечный результат печати или цветопробы без учета организации рабочего потока и общей стандартизации.

Тем не менее, на сегодняшний день только две компании Ugra (Швейцария) и Fogra (Германия) являются международно-признанными сертификационными центрами с различной географией охвата.

Все выше указанные сертификации были созданы для регламентирования офсетного полиграфического процесса на базе стандартных красок CMYK и бумажной основы (запечатываемого материала).

Сертификация для предприятий печатающий цвет дополнительной краской Pantone

А как быть полиграфическим предприятиям, занятым в области упаковки или печатающие каталожную продукцию смесевыми цветами? Например, флексографское производство, где редко используются цвета CMYK, а в подавляющем большинстве смесевые краски по системе Pantone.

Для таких предприятий, к сожалению, предлагаемые Ugra и Fogra сертификационная процедура PSO не подходит, так как не учитывает специфики подобных производств.

Именно поэтому компания X-Rite / Pantone в 2013 году предложила рынку сертификацию, основанную на стандартизации и учитывающую все нюансы воспроизводства смесевых цветов – Pantone Certified Printer Program.

Смесевые (пантоновские) цвета стали тем дифференциатором, позволяющим применить методику стандартизации для различных типов печати: офсетного, флексографского, глубокой печати. В настоящее время заканчивается тестирования методики для цифровой печати. Основные технические отличия между PSO и Pantone Certified Printer Program (PCPP) можно свести в Таблицу 1.

Таблица 1

Параметры PSO (ПСО) PCPP(Сертификация Пантон)
Краска CMYK Смесевые (Patnone, брендовые цвета)
Печатный процесс Офсет Офсет, глубокая, флекосграфская
Аудит Все стадии производства Все стадии производства, включая Лабораторию качества и участок краскосмешения
Обмен информации о цвете Только для CMYK Для любого цвета рабочий поток на основе файлов CxF

Для любого цвета рабочий поток на основе облачной технологии Pantone Live

 

Стадии стандартизации и сертификации по PCPP

Сертификационный процесс формально разделяется на три стадии:

  1. Анализ технического состояния предприятия

На этой стадии проходит детальный анализ технического состояния предприятия с целью выявления проблемных зон производства и составление плана подготовки предприятия для прохождения аудита.

  1. Подготовка предприятия

Этот этап самый протяженный с точки зрения временных затрат. В зависимости от предприятия и устремлений менеджмента компании, подготовка может занимать от пары месяцев до года. Необходимо отметить, что в этот этап обычно входит дооснащение производства программно-аппаратным средствами, тренинг, создание технических регламентов и собственно стандартизация производства.

По завершению этой стадии, назначается время проведения производственного Аудита. Перед ним предприятию предоставляются тестовые задания, для внутреннего пре Аудита.

  1. Аудит и сертификация

Аудит предприятия занимает 1-2 дня в зависимости от размера предприятия и количества печатных машин. Анализ и финальная сертификация, тестовые задания, которые были даны в процессе Аудита, будут измеряться, и анализироваться после Аудита в лаборатории X-Rite Pantone в Швейцарии или США. При положительном исходе, предприятия получает сертификат.

Экономический эффект от стандартизации и сертификации Пантон

Эффект от внедрения стандартов, измерительного оборудования и регламентирования производства несет в себе помимо преимуществ для производственного предприятия также и преимущества для заказчика – владельца бренда.

Инвестиции, вложенные в стандартизацию и последующую сертификацию, начинают приносить прибыль в среднем уже через 1 год. Временной интервал обычно связан с тем насколько предприятие старается поддерживать достигнутые результаты, и продолжает работы по дальнейшей оптимизации рабочих процессов.

Приведу некоторые данные Нижегородской компании Промис, которая с 2009 года планомерно занимается улучшением качества, оптимизацией производства и как результат получение стабильного финансового роста, даже не смотря на все катаклизмы в экономике последних лет. В течение того времени компания 3 раза подтверждала свой статус, проходя удит Ugra и дважды сертификацию Pantone. Это своего рода рекорд, который не имеет НИ ОДНА компания в мире!

В таблице 2 приведены данные мониторинга качества, представлены компанией для собрания Акционеров за 2016 год по отношению к 2015.

Таблица 2

Общее количество несоответствий

(существенные +несущественные)

Снизилось на 38,7%

(ppm был 1,09, стал 0,668)

В том числе по участкам:
Участок печати на картоне Снизилось на 41,8% (было 278 стало 196)
Участок вырубки Снизилось на 93,5% (было 89 стало 46)
Участок склейки Снизилось на 64,0% (было 310 стало 189)
Внешний брак Снизился на 15,8% (было 22 стало 19)

 

Представленные данные каждый может переложить на собственное предприятия с учетом своих процессов и цен, получая время окупаемости вложенных производством средств. Это дает возможность планомерного снижения себестоимости продукции при сохранении достигнутого уровня качества.

Для владельцев бренда это тоже является индикатором снижения непрямых расходов, о которых было сказано выше. На лицо синергия производства и заказчика, где объединяющим элементом является повышение качества продукции, и гарантия повторения качества через определенный промежуток времени.

В итоге, можно определить основную цель стандартизации с последующей сертификацией полиграфического предприятия которую проводит компания X-Rite / Pantone, как улучшение экономических показателей и увеличение прибыли не только производства, но и владельцев бренда.

Автор: Максим Синяк
Ведущий международный технический эксперт компании «X-Rite Pantone». Подробнее об авторе...